• zp-office@gryshyn-partners.com.ua
  • +38 (050) 942-18-12

Первый шаг судебной реформы

Первый шаг судебной реформы

28 марта с.г. вступила в силу часть положений Закона Украины «Про обеспечение права на справедливый суд», согласно которым внесены многочисленные изменения в процессуальные кодексы, а также изложен в новой редакции Закон Украины «Про судоустройство и статус судей».

Законодательные новеллы призваны существенно улучшить правосудие в Украине, изменив порядок и механизмы работы всех судов и судей.
Одним из предметов правового регулирования выступает Верховный суд Украины. Новый закон полностью изменил допуск дела к производству в ВСУ. Вопрос о допуске дела к производству решается судьей – докладчиком. В случае, если судья-докладчик придёт к выводу о необоснованности заявления, вопрос об открытии производства будет решаться коллегией из 3 судей. Производство открывается, если хотя бы один из трех судей пришел к выводу о такой необходимости.
Кроме того, существенно расширены основания для подачи заявлений о пересмотре решений суда, включены неодинаковое применение норм процессуального права – при обжаловании судебного решения, которое препятствует дальнейшему производству по делу или которое принято с нарушением правил подведомственности или подсудности дел, а также несоответствие судебного решения суда кассационной инстанции изложенному в постановлении Верховного Суда Украины заключения о применении в подобных правоотношениях норм материального права.

Значительно расширены основания дисциплинарной ответственности судьи, включены незаконный отказ в доступе к правосудию, неуказание в судебном решении мотивов принятия или отклонения доводов сторон по существу спора, нарушение принципов гласности и открытости судебного процесса; нарушение принципов равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом, состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности, безосновательное затягивание или непринятие судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом, промедление с изготовлением мотивированного судебного решения, несвоевременное предоставление судьей копии судебного решения для его внесения в Единый государственный реестр судебных решений; систематическое или грубое однократное нарушение правил судейской этики, подрывающее авторитет правосудия; умышленное или в связи с очевидной небрежностью допущение судьей, который участвовал в принятии судебного решения, нарушения прав человека и основных свобод; использование статуса судьи с целью незаконного получения им или третьими лицами материальных благ или иной выгоды, если такое правонарушение не содержит состава преступления или уголовного проступка; допущение судьей недобросовестного поведения, в том числе осуществления судьей или членами его семьи расходов, превышающих доходы такого судьи и членов его семьи; установления несоответствия уровня жизни судьи задекларированным доходам.

Детализирован сам институт дисциплинарного производства судьи. Негативным аспектом выступает четкое указание субъектов обращения. Так, граждане реализуют право на обращение относительно поведения судьи самостоятельно или через адвоката, юридические лица – через адвоката. Более того, за подачу заведомо необоснованной жалобы о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности адвокатом, такой адвокат сам может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с законом.
Изменены виды дисциплинарного взыскания, в соответствии с новой редакции такими являются: предупреждение, выговоры — с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение одного месяца, строгого выговора — с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение трех месяцев, временного (от одного до шести месяцев) отстранение от правосудия — с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи и обязательным направлением судьи в Национальную школу судей Украины для прохождения курса повышения квалификации, перевод судьи в суд низшего уровня; заключения о направлении рекомендации в Высший совет юстиции для решения вопроса о внесении представления об увольнении судьи с должности на основании нарушения присяги.

Поделиться информацией в соцсетях:

Похожие публикации

Оставить комментарий :