• zp-office@gryshyn-partners.com.ua
  • +38 (050) 942-18-12

Замена и возврат товара — защита прав потребителей

Замена и возврат товара — защита прав потребителей

Недавно приобрел в магазине строительных материалов кафель и сантехнику на 50 тыс грн, при этом оплатил всю стоимость товара наперед. Письменного договора мы не составляли.

Когда продавцы товар поставили, в акте приема-передачи расписался кафельщик из строительной бригады, которая делает ремонт в моей квартире. Когда строители распаковывали ящики со стройматериалом, в одном из них оказался полностью битый кафель.

Когда я обратился в магазин с просьбой заменить кафель или вернуть деньги, то мне ответили, что никакого договора заключено не было, мол, мы вас видим впервые.

Что мне делать в данной ситуации, в какие органы обращаться, как вернуть деньги или поменять товар?
Эльдар, 56 лет, г. Запорожье

Данная ситуация абсолютно для запорожцев абсолютно не нова, к сожалению, случаи грубого нарушения предприятиями законодательства о защите прав потребителя случаются повсеместно. Однако судебная практика доказывает, что случаи эти не безнадежны, если вовремя обратиться к компетентному юристу, более того, в данной конкретной ситуации есть все основания обратить дело в пользу клиента.

Для начала, следует обратить внимание на то, что договор был заключен в устной форме. Так, согласно ст. 203 Цивильного кодекса Украины, в которой указаны общие требования соблюдения которых необходимо для действительности сделки, сделка должна совершаться в форме, установленной законом. Статья 205 Цивильного кодекса Украины гласит о том, что сделка может совершаться устно или в письменной форме. Стороны имеют право избирать форму сделки, если иное не установлено законом. Статья 206 указывает, что устно могут совершаться сделки, которые полностью выполняются сторонами в момент их совершения, за исключением сделок, подлежащих нотариальному удостоверению и государственной регистрации, а также сделок, для которых несоблюдение письменной формы имеет последствием их недействительность. В соответствии с ч.1 п.1 ст. 218 несоблюдение сторонами письменной формы сделки, установленной законом, не имеет последствием её недействительность, кроме случаев установленных законом. Так как относительно данной ситуации законом такие случаи не установлены, указанная сделка могла быть осуществлена в устной форме.

Переходя к аргументам продавца относительно отрицания факта заключения договора, то согласно ч.2 п.1 ст. 218 ЦК Украины отрицание одной из сторон факта совершения сделки или оспаривания её частей может доказываться письменными доказательствами, средствами аудио-, видеозаписи и другими доказательствами. Решение суда не может основываться исключительно на показаниях свидетелей. В данном случае факт заключения договора могут подтвердить письменные документы: квитанции, кассовые и товарные чеки, накладные и т д..

Переходя к непосредственно защите нарушенных прав потребителя, то действующий Закон Украины «О защите прав потребителей» предусматривает возможность выбора способа защиты нарушенного права.

Так, в случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1. расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
2. требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар. (ч.1 ст8 ЗУ «О защите прав потребителей»)

При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения необходимости в проверке качества — в течение четырнадцати дней или по договоренности сторон.

В случае отсутствия товара требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента представления соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель вправе на свой выбор предъявить продавцу, производителю (предприятию, которое выполняет их функции) другие требования (в данной ситуации возможно заявить требование о расторжении договора и возвращении уплаченной за товар денежной суммы). (ч.6 ст. 8)

При замене товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не ведется.

При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар проводятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней.

За нарушения законодательства о защите прав потребителя предусмотрены суровые санкции. Так, за отказ потребителю в реализации его прав относительно требования замены товара с существенными недостатками или расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы предусмотрен штраф в десятикратном размере стоимости продукции, исходя из цен, которые действовали на время приобретения продукции (ст. 23 Закона Украины о «Защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей», защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушениями их прав.

Также рекомендую обратиться с письменной жалобой в орган защиты прав потребителей.

Поделиться информацией в соцсетях:

Похожие публикации

Оставить комментарий :